Узлы и кисты щитовидной железы

Узлы и кисты – наиболее распространенные заболевания щитовидной железы. По статистике они есть у 10% населения нашей планеты и встречаются у мужчин в несколько раз реже, чем у женщин. Длительное время эти новообразования могут протекать бессимптомно и дать о себе знать появившимся однажды дискомфортом в горле из-за синдрома сдавления.

Узлы щитовидной железы отличаются от кист своим строением. В отличие от последних они представляют собой уплотнения, имеющие капсулу, могут достигать любого размера и озлокачествляться. Кисты щитовидной железы – это расширенные фолликулы органа, заполненные жидкостью, в 97% случаев имеют благоприятный прогноз.

Узлы щитовидной железы

Из-за недостаточного кровоснабжения органа возникает дефицит вырабатываемых им гормонов, что компенсируется организмом разрастанием его структуры в виде узловатых новооборазований. Они могут быть единичными или множественными.

Узел щитовидной железы – подкожное новообразование органа, отделенное от других тканей плотной оболочкой. Он легко пальпируются. Достигая больших размеров, выпирает из-под кожи, поэтому становится заметен невооруженным глазом.

К причинам развития узлов щитовидки относят:

• нехватка йода в организме;
  • тяжелые заболевания сопутствующего характера (туберкулез, тиреодит), в результате которых в органе формируются псевдоузлы (рассасываются самостоятельно после излечения);
  • накопление коллоидной жидкости, из которой продуцируются гормоны щитовидной железы, по причине замедления ее оттока или полученных травм;
  • генетическая предрасположенность;
  • аутоиммунные процессы, в результате которых клетки органа определяются как враждебные и развивается воспалительный процесс;
  • ослабление иммунитета в силу разных причины.

Кисты щитовидной железы

В подавляющем большинстве случаев не влияют на секреторную активность щитовидки. Являются следствием эндокринных патологий, вызванных такими неблагоприятными факторами, как:

• йододефицитные состояния;
  • воспаления органа;
  • нетоксический зоб;
  • радиационное облучение, интоксикация;
  • наследственная предрасположенность;
  • повреждения долей щитовидной железы;
  • частые стрессы;
  • гиперактивность органа (например, во время беременности).

Симптомы

Клиническая картина при узлах и кистах щитовидной железы схожая. Как правило, пациенты не подозревают о наличии новообразований, до момента достижения ими большого размера, которых вызывает синдром сдавления близлежащих структур, что выражается в:

• затруднении глотания;
  • осиплости голоса;
  • першении, ощущении «кома» в горле;
  • одышке.

Однако узлы щитовидки влияют на ее секреторную активность, что также может выражаться сопутствующей симптоматикой.

Диагностика и лечение

Узлы и кисты щитовидной железы диагностируются с помощью УЗИ органа. Оно дает информацию о размере и структуре новообразования, что дает позволяет дифференцироватьих.

Тонкоигольную биопсию назначают при подозрении на озлокачествление или нагноение. Сцинтиграфия позволяет определить гормональную активность опухолей.

Также назначают лабораторные исследования крови: ТТГ, Т3, Т4, определение антител к тиреопероксидазе, тиреоглобулину, рецепторам тиреотропных гормонов, кальцитонина. При узлах и кистах щитовидной железы небольшого размера назначается медикаментозная терапия. Если присутствуют признаки синдрома сдавления, проводится оперативное удаление новообразований.