Биопсия шейки матки

Биопсия шейки матки — один из видов диагностики в гинекологии, который предполагает взятие кусочка подозрительной ткани для дальнейшего гистологического исследования и назначается для постановки точного диагноза.

Показания и противопоказания

Показаниями для биопсии шейки матки являются любые атипии, выявленные по результатам цитограммы и кольпоскопии и требующие уточнения:

• предраковые состояния (дисплазия и цервикальная интраэпителиальная неоплазия);
  • рак шейки матки;
  • лейкоплакия (ороговение многослойного плоского эпителия);
  • истинная эрозия;
  • высокоонкогенные типы (16 и 18) вируса папилломы человека, проявляющиеся кондиломами, кондиломатозным цервицитом, единичными койлоцитами и пр.);
  • мазки 3-5 класса по Папаниколау.

Исследование не проводится при наличии воспалительных заболеваний в острой фазе и выраженных коагулопатиях.

Как проводится?

Прежде, чем перейти к биопсии шейки матки, в обязательном порядке проводится реакция Вассермана. Полученные из мочеиспускательного канала и влагалища мазки исследуются на урогенитальные инфекции. Для определения точного места взятия биоптата показана расширенная кольпоскопия.

Если планируется анестезия, от принятия пищи, лекарственных средств и жидкостей следует отказаться за 12 часов перед операцией.

Техника ножевой биопсии предполагает несколько этапов:

1. дезинфекция — наружные половые органы, преддверие и само влагалище обрабатывается раствором антисептика;
  2. обнажение шейки матки — для этого используются специальные ложкообразные влагалищные зеркала;
  3. иссечение и взятие биоматериала — шейка матки фиксируется особыми пулевыми щипцами, после чего иссекается кусочек на стыке здоровой и патологически измененной ткани (чтобы в получаемый биоптат входили и те, и те клетки);
  4. гемостаз — кровотечение останавливается при помощи обычной тампонады стерильными бинтами, в некоторых случаях может потребоваться наложение швов (используются кетгутовые рассасывающиеся нити).

Иссечение осуществляется хирургическим скальпелем, методом лазерной (углекислотный лазер) или радиоволновой (аппарат «Surgitron») коагуляции. Конхотом (специальный инструмент, напоминающий ножницы с отверстиями на концах браншей для захвата биоматериала) применяется обычно в онкостационаре при наличии экзофитных разрастаний (кондилом).

Реабилитация

Как таковой реабилитационный период после биопсии шейки матки отсутствует. Возможны послеоперационные кровотечения. Инфекционные осложнения встречаются крайне редко благодаря соблюдению нашими специалистами правил асептики и антисептики и техники взятия материала на анализ. Вернуться к половой жизни разрешается не раньше, чем через месяц.

Важно! Патологические изменения в тканях шейки матки длительное время могут протекать бессимптомно и никак не заявлять о себе. Своевременная диагностика рака и предраковых состояний играет огромную роль в лечении онкологии, поэтому рекомендуется приходить на профилактические осмотры к гинекологу не реже 1 раза в год.