Эндометриоз

Эндометриоз (также эндометриоидная болезнь) — патология, при которой происходит разрастание эндометриоподобной ткани за пределами слизистой оболочки матки. Наиболее часто встречается среди женщин репродуктивного возраста, имеющих в анамнезе эндокринные нарушения.

Несмотря на то, что этиология эндометриоза остается до конца не изученной, выделяются предрасполагающие к его развитию факторы:

• наследственность;
  • лишний вес и ожирение;
  • поздние месячные и начало половой жизни;
  • поздние роды, протекающие с осложнениями;
  • выкидыши и аборты.

Спровоцировать патологию также может длительное (дольше рекомендованного срока) использование внутриматочной спирали.

Симптоматика

Клиническая картина описывается с учетом локализации патологического процесса. По месту развития эндометриоз подразделяется на:

Генитальный, поражает внутренние половые органы:

• яичники — типичными проявлениями будут ноющие боли внизу живота, отдающие в прямую кишку и поясницу, достигающие своей максимальной интенсивности во время менструации; при самопроизвольной перфорации наблюдается картина острого живота, которая по своим признакам напоминает внематочную беременность — тошнота и рвота, головокружение, снижение трудоспособности;
  • маточные трубы — изолированное поражение встречается сравнительно редко, обычно предполагает поражение матки и яичников, характеризуется сильной болью, усиливающейся во время месячных;
  • ретроцервикальная область — очаги локализуются у шейки матки и сопровождаются болевым синдромом, который возникает в области малого таза и со временем начинает иррадиировать во влагалище, прямую кишку, усиливаясь при половом акте;
  • влагалище — встречается редко, в основном при разлитии патологического процесса из ретроцервикальной области, выраженность симптомов напрямую зависит от глубины поражения стенок органа и вовлечения соседних участков.

Эндометриоз наружных половых органов встречается нечасто. В таких случаях происходят изменения в тканях больших половых губ, крайне редко затрагиваются малые половые губы и железы преддверия.

Экстрагенитальный может затрагивать практически любой орган. При поражении кишечника пациенты предъявляют жалобы на тупые боли, сопровождающиеся диспепсическими явлениями и усиливающиеся во время менструации. Если в патологический процесс оказывается вовлечен мочевой пузырь, характерным симптомом будет учащенное мочеиспускание.

Диагностика и лечение

Диагностика эндометриоза основана на данных физикального обследования, проводимого с учетом жалоб пациентки. К вспомогательным методам можно отнести:

• УЗИ органов малого таза;
  • допплерометрию;
  • кольпоскопию;
  • компьютерную томографию (сокр. КТ);
  • магнитно-резонансную томографию (сокр. МРТ);
  • лапароскопию и т. д.

С их помощью удается поставить верный диагноз. Обязательно проводится обследование для исключения онкологии.

Лечебная тактика выбирается с учетом локализации и выраженности клинических признаков патологии. Медикаментозная терапия направлена на нормализацию половой функции, ликвидацию неврологических нарушений, лечение основного заболевания, которое спровоцировало эндометриоз, и включает прием гормональных препаратов, ферментов, витаминов. При невозможности проведения или отсутствии эффекта от консервативных методов лечения показана операция. Вид и объем оперативного вмешательства обусловлены возрастом и необходимостью/отсутствием необходимости сохранения репродуктивной функции женщины.