Киста шейки матки

Киста шейки матки представляет собой образование с тонкими стенками, напоминающее опухоль и заполненное прозрачным содержимым. Как правило, имеет небольшие размеры и в диаметре редко когда достигает 3 см. По имени ученого Набота, впервые описавшего такие новообразования, их еще называют наботовыми. Встречаются преимущественно у рожавших женщин репродуктивного возраста.

Основной причиной формирования кисты шейки матки становится закупоривание выводных отверстий желез, которые находятся в эпителии цервикального канала и вырабатывают специальный секрет. Препятствовать его выведению наружу могут:

• деструктивные изменения, начинающиеся с возрастом;
  • половые инфекции (ЗППП);
  • гормональный дисбаланс;
  • цервицит и некоторые другие заболевания.

В роли предрасполагающих факторов также выступают любые оперативные вмешательства, проводимые на шейке матки. Сюда можно отнести различные методы деструкции новообразований, в том числе лазерные и радиоволновые, а также повреждения во время абортов, диагностического выскабливания, введения внутриматочного контрацептива, удаления полипов и т. д.

Клиническая картина

Киста шейки матки может длительное время никак себя не проявлять (преобладает латентное течение). Зачастую обнаруживается случайным образом во время профилактического осмотра у гинеколога, но при множественном поражении или присоединении вторичной инфекции имеет выраженную клиническую картину и сопровождается:

• болями при половом акте;
  • сухостью влагалища или, наоборот, появлением нехарактерных выделений (бели с неприятным запахом);
  • межменструальными кровотечениями, которые начинаются за несколько дней до предполагаемой даты месячных и продолжаются какое-то время после их окончания.

Пациентки также предъявляют жалобы на боли внизу живота, отличающиеся своей интенсивностью перед началом менструального цикла.

Диагностика и лечение

Помимо стандартного гинекологического осмотра диагностировать кисты шейки матки помогут инструментальные методы — кольпоскопия, трансвагинальное ультразвуковое исследование. Для исключения урогенитальных инфекций также сдается мазок на флору, проводится ПЦР. Может браться соскоб с последующей отправкой материала на цитологию, но более информативным методом является биопсия шейки матки, завершающаяся гистологическим исследованием биоптата.

При бессимптомном течении кисты не требуют лечения и только наблюдаются. Обязательному удалению подлежат образования, которые препятствуют зачатию и могут привести к бесплодию, а также осложненные кисты шейки матки, не позволяющие оценить риск развития онкологии. После вскрытия путем прокола ложе кисты вылущивается при помощи лазера, криодеструкции и других методов физического воздействия, в том числе радиохирургического.

Лечение также предполагает назначение гормональных препаратов — это оральные контрацептивы и прогестины, препятствующие повторному образованию кистозных разрастаний. Рекомендованы профилактические визиты не реже одного раза в полгода с целью наблюдения и отслеживания динамики изменений при помощи ультразвука, кольпоскопии и других видов диагностики.