Кондиломы

Кондиломы — разновидность новообразований, возникающих на коже и слизистых оболочках при заражении папилломавирусной инфекцией. Наиболее часто они обнаруживаются у сексуально активных женщин в возрасте до 25 лет. Согласно Международному агентству по исследованию рака (сокр. IARC от International Agency for Research on Cancer) 16 и 18 типы ВПЧ признаны канцерогенными, то есть способными вызвать рак.

Формы

Выделяют следующие формы кондилом:

1. клинические (заметны невооруженным глазом) — наиболее ярким представителем служат остроконечные кондиломы (разрастания соединительной ткани и сосудистой сети, которые сверху покрыты плоским эпителием, имеют основание и ножку, выступают над поверхностью кожи);
  2. субклинические (выявляемые только при кольпоскопии, гистологии, цитологии) — сюда относятся плоские и инвертированные кондиломы (располагаются в криптах слизистой оболочки цервикального канала), а также кондиломатозный цервицит, различные поражения плоского или метапластического эпителия;
  3. латентные (клинические признаки отсутствуют, о присутствии инфекции говорят только ДНК ВПЧ, выявляемые при ПЦР-диагностике).

Дифференциальная диагностика субклинических форм от предрака может вызвать затруднения. Для этого проводится кольпоскопически ориентированная биопсия.

Клиническая картина

Клинические симптомы имеют только остроконечные кондиломы, которые могут располагаться на внешних половых органах, во влагалище и на выходе из заднего прохода. Новообразования сопровождаются зудом, чувством жжения, при травмировании могут кровоточить (особенно при половом сношении и акте дефекации). О присоединении воспалительного процесса говорят выделения, имеющие неприятный запах.

В настоящее время терапии ВПЧ, которая обеспечивала бы стойкий и длительный эффект, нет. Для удаления кондилом используются различные способы деструкции:

• жидким азотом (криохирургия);
  • углекислотным лазером (лазерная хирургия);
  • электрокоагуляцией;
  • местными препаратами (их основу обычно составляют салициловая или трихлоруксусная кислота, блеомицин и др.).

Удаление единичной кондиломы, расположенной во влагалище
Удаление кондилом во влагалище, 1 категории сложности
Удаление кондилом во влагалище, 2 категории сложности
Удаление кондилом во влагалище, 3 категории сложности

Традиционное удаление при помощи хирургического скальпеля в настоящее время из-за высокого риска рецидива и постоперационных осложнений не проводится. Для угнетения папилломавирусной инфекции также показано системное лечение с применением препаратов интерферона, хорошего результата помогают добиться всевозможные меры по укреплению иммунитета, оздоровлению организма.

До недавнего времени основу профилактики кондилом составляли:

• позднее начало половой жизни;
  • использование барьерных контрацептивов (презервативов);
  • один половой партнер;
  • своевременное лечение ЗППП.

Сегодня также проводится вакцинация против высокоонкогенных типов ВПЧ. Вакцина состоит из вирусоподобных частиц и помогает не только избежать появления генитальных кондилом, но и предотвратить риск развития рака шейки матки и цервикальных неоплазий в более 70% случаев. Прививку рекомендовано делать детям 9-17 лет (и мальчикам, и девочкам), а также женщинам репродуктивного возраста (от 18 до 26 лет). Вакцинация возможна и при инфицировании ВПЧ, так как помогает избежать развития патологий на фоне папилломавирусной инфекции.