Конизация шейки матки

Конизация шейки матки — один из наиболее распространенных и эффективных методов хирургического лечения заболеваний шейки матки, предполагающий частичное удаление тканей органа при обнаружении в них атипичных клеток. В большинстве случаев патологически измененный участок удаляется в виде конуса (отсюда и название операции) и отправляется на гистологическое исследование.

Основными показаниями к конизации шейки матки являются:

• эндоцервицит, протекающий в хронической форме и сопровождающийся образованием шеечных полипов;
  • эпителиальное поражение, подтвержденное результатами соскоба, взятого из цервикального канала;
  • цервикальная интраэпителиальная неоплазия II и III степени;
  • дисплазия, сочетающаяся с деформацией шейки матки.

Часто операция проводится при отсутствии необходимого эффекта консервативной терапии и подозрении на онкологию, с целью широкой и глубокой биопсии. Женщинам молодого возраста может назначаться для подтверждения диагноза при подозрении на интраэпителиальный рак.

Подготовка

На подготовительном этапе проводится ряд диагностических исследований для подтверждения необходимости оперативного вмешательства:

• мазок с канала шейки матки;
  • кольпоскопия, в рамках которой видоизмененный участок ткани исследуется под микроскопом, по необходимости берется биоптат;
  • анализы на инфекции, вызванные вирусом папилломы человека.

ВПЧ в большинстве случаев становится причиной патологии эпителия шейки матки. Некоторые его типы относятся к более опасным и могут вызвать рак. Накануне операции, примерно за 6 часов, следует отказаться от еды и питья, а также курения и жевания жвачки. Обо всех имеющихся заболеваниях и аллергии на лекарственные препараты нужно сообщить врачу заранее.

Конизация шейки матки

Как проводится?

Конизация шейки матки проводится под местной (раствор лидокаина или лидокаина и эпинефрина) или общей (реже) анестезией. Шейка матки обнажается при помощи зеркал. Для исключения ожогов стенок влагалища в него устанавливается специальная резиновая манжетка. Электрод с силой тока 2 А вводят на необходимую глубину и поворачивают по часовой стрелке на 360 градусов. После удаления конического участка во избежание сильного кровотечения проводят коагуляцию сосудов. По необходимости может потребоваться кюретаж эндоцервикса.

Реабилитация

Когда состояние пациентки полностью стабилизировано после анестезии и нет никаких противопоказаний, она отпускается домой и может покинуть клинику. Лекарственные препараты, применяемые для анестезии, замедляют реакции, поэтому от самостоятельного управления транспортным средством лучше отказаться (возьмите такси или заранее договоритесь, чтобы вас кто-то встретил).

На протяжении первых 2-4 недель возможны незначительные кровотечения. При их усилении, присоединении высокой температуры и болей внизу живота необходимо срочно обратиться к лечащему врачу.

В течение 1-1,5 месяцев также стоит исключить половые контакты, поднятие тяжестей и интенсивные физические нагрузки. Распаривающие процедуры (принятие ванны или поход в баню, сауну) лучше заменить душем, а влагалищные тампоны — обычными прокладками (даже в период менструации).

Контрольный осмотр с кольпоскопией, цитологией и исследованием на ДНК папилломавируса проводят примерно через 4-6 месяцев после конизации шейки матки.