Поликистоз яичников

Поликистоз яичников (также склерополикистоз, синдром поликистозных яичников — сокр. СПКЯ) — собирательное понятие, при котором яичники покрываются многочисленными пузырьками, заполненными жидкостью. В патогенезе заболевания ведущую роль играет повышенная секреция мужских половых гормонов андрогенов.

Основными причинами развития поликистоза яичников являются:

Большое значение имеют психогенные факторы.

Формы и клиническая картина

Исходя из этиологии и патогенеза поликистоз яичников может протекать в следующих формах:

1. типичная (яичниковая) — проявляется олигоменореей, которая возникает уже с менархе;
  2. надпочечниковая — часто сопровождается маскулинизацией (изменение телосложения, оволосения, тембра голоса и других черт по мужскому типу);
  3. центральная — преобладают нарушения метаболизма.

Типичными признаками СПКЯ будут:

• сбои менструального цикла (ановуляторные циклы, аменорея);
  • эндокринное бесплодие (как первичное, так и вторичное);
  • невынашивание беременности (частые выкидыши);
  • гипертрихоз (оволосение по мужскому типу, которое формируется на фоне повышенной выработки андрогенов в яичниках, нарушений метаболизма андрогенов и др.);
  • увеличение массы тела, ожирение.

Состояние может отягощаться бессонницей, повышенной раздражительностью, депрессией и другими видами психоэмоциональных расстройств.

Диагностика

Диагноз ставится на основании жалоб пациентки, данных физикального обследования. Во время гинекологического осмотра яичники, как правило, увеличены в размерах, матка в норме (в некоторых случаях возможна ее гипоплазия). По результатам гистологического исследования эндометрия выявляются полипы, железно-кистозная гиперплазия. При наличии атрофических изменений дополнительно требуется онкодиагностика для исключения рака.

Высокоинформативными методами также служат УЗИ органов малого таза, лапароскопия (в рамках исследования возможно взятие биоптата для гистологии). Также назначаются анализы крови (общий, биохимический, на резус-фактор, свертываемость, ВИЧ и другие инфекции), мочи (на гормоны). При дифференциации синдрома поликистозных яичников от синдрома Иценко-Кушинга, вторичной аменореи и других патологий важное значение имеют функциональные гормональные пробы.

Тактика лечения поликистоза яичников определяется его формой и выраженностью нарушений. Эффективность терапии во многом зависит от своевременности и предполагает следующие этапы:

1. медикаментозные препараты (для коррекции обменных процессов, купирования воспалений и пр.), диета, ЛФК и другие методы, направленные на снижение массы тела;
  2. гормональные средства (экстрогены и гестагены для нормализации менструального цикла, гонадотропины для стимуляции овуляции и т.д.);
  3. хирургические методы (резекция яичников в рамках хирургической лапароскопии).

К операции прибегают лишь в определенных случаях и строго по показаниям, так как существует высокий риск осложнений в виде спаечных процессов, приводящих в последствии к бесплодию.