Вагинит

Вагинитом называется воспалительный процесс, развившийся в слизистой оболочке влагалища. Зачастую протекает в виде кандидозного вульвовагинита (воспаление начинается с половых губ и преддверия влагалища, постепенно поднимаясь кверху) и бактериального вагиноза.

Основными причинами вагинита являются:

• венерические инфекции (микоплазмы, уреаплазмы, хламидии и др.);
  • недостаточная гигиена половых органов;
  • аллергическая реакция на средства ухода и контрацептивы;
  • длительная терапия антибиотиками, использование КОК с высоким содержанием эстрогенов;
  • эндокринные нарушения;
  • дерматопатологии (псориаз, экзема).

К нарушению нормальной микрофлоры влагалища также могут привести стрессы, переутомление, переохлаждение (особенно на фоне пониженного иммунитета), механическое повреждение слизистой (расчесы, ссадины).

Формы

Выделяют несколько форм вагинита:

1. острая — характерны стремительное развитие воспаления (например, в течение нескольких часов после незащищенного полового акта) и ярко выраженная симптоматика;
  2. подострая — диагностируется при отсутствии или неправильном лечении острой формы, когда симптомы сглаживаются, но продолжают беспокоить более 2 недель;
  3. хроническая — ставится, когда клиническая картина выражена длительный период времени (более 2 месяцев).

С учетом формы заболевания назначается терапия.

Клиническая картина

Симптоматика может иметь разносторонний характер. Патогенез вагинита во многом обусловлен этиологией заболевания. Наиболее типичными признаками будут:

Атрофический вагинит, развивающийся в постменопаузе на фоне ухудшения кровообращения слизистой оболочки влагалища, характеризуется сухостью половых путей (выделение влагалищного секрета заметно сокращается).

Диагностика

В ходе физикального обследования (в гинекологическим кресле) обнаруживаются отечность, гиперемия слизистой. При введении зеркал возникают сильные болевые ощущения, на шейке матки могут быть гноевидные выделения. Возбудители ЗППП выявляются при помощи бактериологических методов и ПЦР-диагностики. Если имеются признаки цистита, то анализы мочи покажут лейкоцитурию (повышенное содержание лейкоцитов). Провести дифференциацию вагинита от тубоовариальных воспалений помогает УЗИ органов малого таза.

При течении вагинита в острой форме следует отказаться от употребления алкоголя, ограничить перченую и соленую пищу. Половые контакты также лучше исключить. После выявления возбудителя инфекции (бакпосев на чувствительность к антибиотикам) врач назначает медикаментозное лечение антибактериальными препаратами. В отсутствие адекватной терапии развиваются осложнения в виде воспаления шейки матки и маточных труб, бактериемии и пр.

Профилактика

Профилактика вагинита направлена на устранение предрасполагающих факторов. В связи с чем рекомендовано:

• соблюдать интимную гигиену;
  • иметь половые сношения только с применением барьерных контрацептивов;
  • своевременно лечить все патологии интимной области.

Мониторинг состояния репродуктивной системы проводится во время осмотров у гинеколога, которые необходимо проводить не реже 1 раза в полгода.