Боль внизу живота при беременности

С момента зачатия организм женщины претерпевает значительные изменения, большая часть которых касается репродуктивной системы. Поэтому именно внизу живота с самого начала беременности появляются различные ощущения и не всегда они приятные.

Акушерские боли

Боли внизу живота при беременности естественного характера, возникающие на фоне вынашивания ребенка, называют акушерскими. Они связаны с перестройкой, происходящей в матке. Так, например, в момент имплантации оплодотворенной яйцеклетки к стенке органа женщина, как правило, ощущает дискомфорт (тянущая или покалывающая боль) непродолжительного характера. При этом может выделяться небольшое количество крови.

Ближе к «экватору» беременности, когда живот становится большим, связки и мышцы, которые его поддерживают, испытывают сильное напряжение. Это может выражаться в непродолжительных приступах боли.

Примерно с 35 недели (или даже раньше) у женщины начинаются тренировочные схватки. Они выражаются в ощущениях тяжести и болей внизу живота. В легкой степени тренировочные схватки не вызывают тревоги, однако если они сильно выражены и происходят часто, необходимо сообщить об этом врачу, под наблюдением которого находится беременная, поскольку они могут стать предвестником преждевременных родов.

Ближе к концу беременности плод начинает давить на тазовые кости, что может приводить к спазму мускулатуры тазового дна и выражаться в болевом синдроме. В норме подобный дискомфорт носит умеренный характер, но если он усиливается, то необходимо сообщить об этом врачу, не откладывая.

Таким образом, акушерские боли внизу живота при беременности не бывают интенсивными и продолжительными.

Патологические боли

К сожалению, боли внизу живота при беременности могут быть вызваны течением патологического процесса. Так, например, на ранних сроках сильный болевой синдром и выделения крови сопровождают внематочную беременность. Для подтверждения диагноза назначают гинекологическое УЗИ и сдают анализ крови на уровень ХГЧ (при внематочной беременности он будет ниже нормы).

Угроза выкидыша может возникнуть в любом триместре. Для нее характерна локализация болей по центру живота на фоне схваток. Также может возникнуть маточное кровотечение. В этом случае необходимо вызывать скорую помощь. Отслоение плаценты также сопровождается болевым синдромом и внутренним кровотечением. При этом кровянистые выделения могут отсутствовать. Это состояние считается опасным для матери и ребенка, поэтому в такой ситуации необходима срочная госпитализация.

К сожалению, беременные женщины не застрахованы от острых хирургических патологий: аппендицита, панкреатита и т. п. На поздних сроках беременности диагностика таких заболеваний затруднена. Как правило, они сопровождаются повышением температуры, отсутствием аппетита и другими более специфичными симптомами.

Нетипичные боли внизу живота при беременности требуют обследования и установления их причин. Об их появлении и характере необходимо сообщать врачу, под наблюдением которого находится женщина. На основании собранного анамнеза гинеколог определит, являются ли боли акушерскими или патологическими и, при необходимости назначит схему лечения.