Зуд половых губ

Зуд половых губ — явный признак того, что в организме женщины что-то не в порядке. При появлении такого симптома лучше сразу обратиться за помощью к гинекологу и пройти диагностику. Заниматься самолечением или игнорировать подобные сигналы категорически не рекомендуется, так как при хроническом течении патологического процесса возрастает риск развития серьезных осложнений, вплоть до бесплодия.

Наиболее частыми причинами зуда половых губ становятся:

• гормональные дисфункции (в том числе сахарный диабет);
  • заболевания, передающиеся половым путем (сокр. ЗППП);
  • грибковые (молочница) и вирусные (например, герпес) инфекции;
  • паразитарные заболевания (гельминтоз, лобковый педикулез);
  • дерматопатологии (псориаз, экзема, атопический дерматит);
  • нервные расстройства.

В некоторых случаях зудящие ощущения возникают после приема медикаментов и использования средств личной гигиены, при ношении нижнего белья из синтетических материалов, прямом воздействии химических раздражителей на кожу и т. д.

Клиническая картина

Клиническая картина зуда половых губ может быть крайне разнообразна и дополняться другими специфическими признаками, среди которых:

• покраснение (пятна от телесной до ярко-красной окраски);
  • сухость (появляются трещины, ссадины от постоянных расчесываний) — обычно характерна для эндокринных патологий, круароза;
  • выделения из влагалища (с неприятным запахом) — часто появляются при заражении венерическими заболеваниями;
  • жжение (усиливающееся после полового акта) — характерно для микозов (грибковых инфекций), вызываемых грибами рода Candida;
  • опрелости — бывают при отсутствии надлежащего ухода за интимной зоной (при нарушении правил личной гигиены);
  • зудящие пузырьки на слизистой — типичный признак генитального герпеса;
  • отечность — нередко ознаменует собой воспаление внутренних органов;
  • боли внизу живота, при мочеиспускании — возникают при гарднереллезе.

Интенсивность патологических проявлений во многом обусловлена типом возбудителя.

Диагностика

Диагностика зуда половых губ начинается с физикального обследования, учитываются жалобы пациентки (время возникновения, частота и интенсивность проявления симптома). Помимо анализа крови и мочи для постановки точного диагноза могут проводиться:

1. мазок на флору для выявления инфекционного агента, если имеются выделения из влагалища;
  2. бакпосев, берется при подозрении на бактериальную инфекцию (помогает установить чувствительность микроорганизма к антибиотикам);
  3. ПЦР-диагностика (необходима для выявления венерических заболеваний).

Чтобы исключить рак шейки матки, назначается Пап-тест (тест Папаниколау). Иногда для подтверждения диагноза необходима консультация специалистов из смежных областей — дерматолога, эндокринолога, невролога. Такой комплексный подход поможет быстро выявить и устранить причину зуда.

Лечение зуда половых губ предполагает терапию основного заболевания. В этой связи могут назначаться гормональные препараты, седативные, антигистаминные, противопаразитарные, антимикотические и противовирусные средства, а также антибиотики. Снизить выраженность дискомфорта помогут мази, гели, вагинальные свечи и/или таблетки и прочие средства для местного применения, предназначенные для снятия отечности, покраснения.